Издательский дом

Пт-Пн 09:00-21:00

Сб-Вс Выходной

Россия, Москва, ул. Дмитровский проезд, дом 20, корп. 2

Цена: 650
Купить

Владимир Панкратов

Литературный обозреватель.

Владимир Панкратов:Одиссей XXI века

Одиссей XXI века
О романе Александра Потемкина
«Соло Моно. Путешествие сознания пораженца»

Каждую сотню лет человечество задумывается о глобальном обновлении самое себя. Ну, не всё человечество сразу, конечно, скорее — конкретный человек чувствует свою неуместность в этом общественном бассейне, свою непохожесть на других землян, которые, сами того не понимая, давно плавают туда и обратно вместо целенаправленного и бескомпромиссного движения вперед — и объявляет о жизненной необходимости создания Нового Человека. Как правило, сделавший такое объявление, да еще и объяснивший, откуда такого Человека взять, нарекается гением (кем он на самом деле вообще-то и является) и остается в истории навсегда.

В начале XXI века стремительных изменений в жизни социума столько, что одного гения выцедить сложно; а с другой стороны, массовое образование привело к тому, что практически любой в потенциале способен организовать переворот общественной мысли. Нормы этики, философия творчества, отношение к Богу теперь обсуждаются каждый день в фейсбуке, на открытых лекциях, в онлайн-курсах и много где еще. Кто знает, может, человек, с которым вы вчера познакомились в баре крафтового пива, завтра объявит о конце света.

У Александра Потемкина свой герой, с опаской поглядывающий на происходящее вокруг — Федор Михайлович Махоркин. О его имя-отчество вы еще долго будете спотыкаться, отыскивая связи со всем известным Федор-Михайловичем (потом, в конце концов, найдете, а затем снова потеряете); да и фамилия вас будет часто останавливать: тут и умиляющая простота, и отдающая советским прошлым махровость (герой хоть и активно пользуется благами Интернета, но размышляет иногда чуть ли не старорежимно); и игривость, и ирония... Не до конца, правда, понимаешь, кто с кем играется, кто над кем иронизирует (герой над  остальными персонажами, или автор над нами), и иронизирует ли вообще. Но эта «недовыясненность», осеняет тебя потом, на самом-то деле и оказывается тем швом, который держит вместе книжку и читателя.

А ведь кому-то действительно будет сложно дойти до конца. Повествование, откровенно названное именно тем, чем оно и является — путешествием сознания — выдержано без пауз, не разделяется ни на главы, ни даже на абзацы. Это натуральное путешествие, в которое надо окунуться с головой, будучи готовым к тому, что никакого отдыха здесь не предполагается.

Уже упомянутый герой, этакий мыслитель в эпоху свободного доступа к информации, видимо, от этой информации окончательно устав, да и понимая, что движется всё это в какие-то неминуемые тартарары, решает проверить (или довести до конца) свои умозаключения насчет глобального переустройства общества — и отправляется пешком в Астрахань, надеясь по пути как-то упорядочить накопленные мысли. В то же время, его идеология перестройки Вселенной, «Соло Моно», — это не эфемерные мечты обывателя, а вполне конкретный проект, который он идет защищать перед инвестором в ту самую Астрахань. Постоянная двойственность, а то и тройственность происходящего сбивает с толку. Порой ты просто смеешься над рассуждениями Махоркина, иногда всецело соглашаешься и готов пожать ему руку (за то, что озвучил наконец витаемое в воздухе), но — куда он идет? что это за инвесторы, которые ему доверились? или он доверился им...

Махоркин — обладатель одинокого голоса, единственный слушатель которого — он сам, и именно благодаря этому странному одиночеству (мы ничего не знаем о его биографии или профессии) у него и есть время пойти чуть дальше, чем делает каждый из нас — при том, что мысли Махоркина вполне могли бы родиться и в наших головах.

Размышления Махоркина можно завернуть в свиток, засунуть в бутылку и послать в будущее или в космос — и поймавшие эту бутылку получат самое точное представление о реалиях 2016-го. Потому что философ Махоркин занят не только высокими материями, но и, находясь в далеких и глухих лесах, продолжает следить за последними новостями в том мире, который он хочет изменить. В итоге мы получаем не только манифест тихого революционера, но и крупное аналитическое эссе о проблемах мира сего. Те, кто относится к этим проблемам столь же серьезно, что и главный герой, смогут с ним незримо подискутировать. Те же, кто же устал пропускать всё это через себя, понаблюдают, получится ли у Махоркина очеловечить цивилизацию.

 

Его, главного героя, можно сравнивать не только с «маленьким человеком» XIX века, но и с Одиссеем, который совершает свой путь с весьма сомнительными перспективами. И эти аллюзии открываются и открываются через каждые десять страниц: автор, конечно, ищет читателя, обремененного большим культурным багажом; найдет ли он его — большой вопрос. С другой стороны, его текст как раз может стать пропуском к большому корпусу фундаментальных сюжетов, а это уже заслуга. И в этом смысле целевая аудитория у романа самая широкая. Дай бог только, чтобы силы хватило на всё путешествие.

Владимир Панкратов, литературный обозреватель

Хотите первым узнать о новой книге?

Оставьте ваш e-mail и получайте актуальную информацию

Россия, Москва, ул. Дмитровский проезд, дом 20, корп. 2

Корзина

В корзине:0 ед.

Чек:0